Правила подбора шин для дорожно-строительной техники
Без колесной спецтехники не обходится ни одна сфера промышленности. Ее эксплуатация связана с огромной пневмонагрузкой, которая, в первую очередь, приходится на шины. Она значительно превышает нагрузки, которые создаются на шины в легковых автомобилях.
Что влияет на чрезмерный износ шин
- Высокая грузоподъемность спецтехники;
- Работа в сложных дорожных условиях — карьеры с острыми камнями, строительными отходами, неровный или неустойчивый грунт и т. д.
- Большая эксплуатационная нагрузка.
Виды шин для дорожно-строительной техники
В зависимости от условий эксплуатации покрышки для специализированной техники делятся на несколько видов:
- разработка горных пород;
- земляные работы;
- разгрузочно-погрузочные работы;
- индустриальные предприятия.
Также есть универсальные модели шин для спецтехники, которые одновременно сочетают несколько эксплуатационных характеристик. Подходят для:
- экскаваторов;
- фронтальных погрузчиков;
- вилочных погрузчиков;
- мини-погрузчиков;
- экскаваторов-погрузчиков.
Чтобы техника работала без перебоев, нужно знать требуемые эксплуатационные характеристики. Для этого выпускают шины с разным типом протектора:
- «Клюшка» — самый часто используемый протектор, который можно увидеть на технике мировых брендов. Блок на шине выполнен в форме буквы «Г», блоки расположены в зеркальной последовательности. Шины с такими протекторами характеризуются высокими тяговыми усилиями и чаще ставятся на погрузчики, ковшовую спецтехнику.
- «Шашка» — протектор используется на дорогах с твердым асфальтным и бетонным покрытием. Несмотря на такую высокую проходимость, как у «клюшки», такой протектор характеризуется лучшей устойчивостью к повреждениям и более долговечен. Востребован для техники, задействованной в цехах и портах.
- «Волна» — имеет лучшие тяговые характеристики, стойкость к агрессивным факторам, в том числе, и острым камням. Шины с «волной» ставят на фронтальные погрузчики, грейдеры.
- «Елка» — скошенные блоки гарантируют машинам отличную проходимость на любых типах грунтов. Это распространенный тип протектора для сельскохозяйственной техники.
- «Черепаха» — надежная конструкция с широкими грунтозацепами устойчива к агрессивной среде и обладает хорошей проходимостью. Покрышки имеют увеличенный ресурс, ставятся на карьерную и строительную технику, которая эксплуатируется в сложных условиях.
- «Прерванная волна» — рисунок протектора сочетает элементы «волны» и «клюшки», характеризуются повышенной проходимостью по болотистым местностям и лесным массивам со сложными типами грунтов.
Как выбрать протектор
Вид и глубина протектора, угол наклона и форма влияют на эксплуатацию спецтехники, проходимость и правильное распределение нагрузки на шины:
- Широкие блоки выдерживают большую массу груза.
- Глубокий и редкий протектор надежно сцепляется с землей, создавая лучшую устойчивость, дает возможность перемещаться по песчаным, глинистым поверхностям, мокрому и вязкому бездорожью.
- Шины с глубоким узором, нанесенным под большим углом, применяются при работе на мягких и влажных почвах.
- Универсальный узор протектора ставится на шины, задействованные для разноплановых работ.
- Шины с направленным рисунком ставятся на технику, работающую в сложных погодных условиях и на разных типах грунта.
Ширина профиля подбирается в зависимости от типа поверхности: на влажных почвах с целью исключения пробуксировки ставят резину с широким профилем, на междурядьях — узкие колеса.
На шины также наносится соответствующая маркировка, в которой зашифрованы скорость, нагрузка, прочность, возможное давление и другие обозначения. Расшифровку можно найти в специальных таблицах производителей.